
2022 год объявлен Правительством Российской Федерации Годом культурного наследия народов России, поэтому при разработке Программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей основной упор сделан на патриотическое направление.
Данная программа составлена в соответствии с ООП НОО МБОУ СОШ № 50 г. Белгорода, в которой определено содержание и организация образовательного процесса в ОУ, и направлена на формирование патриотической культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации воспитательной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Работа летнего оздоровительного пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «ПОЗИТИВ» построена в виде путешествия в страну науки, ребята будут вовлечены в разные виды деятельности по различным направлениям исследований в области литературы, живописи, музыки, театра, архитектуры и т.д., с целью развития патриотического мышления.
Основная идея программы «ПОЗИТИВ» - предоставление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, через знакомство с российским наследием, а также патриотическое воспитание.
Программа предусматривает не только дальнейшее развитие творческих способностей детей, но и получение ими дополнительных определенных знаний, умений и навыков, таких как:
- знание об истории России;
- патриотическое воспитание;
- экологические знания;
- навыки культурного общения и т.п.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Цель: Формирование и развитие научного мировоззрения детей, знакомство с российским наследием, патриотическое воспитание через участие в мероприятиях различного содержания, развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
Задачи
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Приобретение новых знаний и умений, раскрывающих смысл патриотического мировоззрения, расширение кругозора детей.
2. Ознакомление с основными направлениями патриотического воспитания через игру.
3. Приобщение к разнообразному опыту социальной жизни через участие в различных мероприятиях.
4. Укрепление здоровья детей, содействие полноценному физическому развитию.
5. Воспитание культуры поведения, на основе культурных традиций.
6. Создание психологически комфортных условий на основе "зоны доверия" детей и взрослых.
7. Воспитание ответственности, бережного отношения к природе, общекультурным ценностям, содействие развитию экологического и патриотического кругозора.
8. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.
Кадровое обеспечение:
1. Начальник лагеря.
2. Воспитатели.
3. Вожатые.
4. Инструктор физ. воспитания.
5. Преподаватель ИЗО.
6. Библиотекарь.
7. Музыкальный руководитель.
8. Медицинский работник.
Материально-техническое обеспечение:
1. Создание оптимальных условий для проведения разнообразных мероприятий;
2. Наличие канцелярских принадлежностей, материалов для творчества детей;
3. Видеотехника и аудиоматериалы, фотоаппарат;
4. Призы и награды для стимулирования.
Нормативно-правовое обеспечение:
Конвенция ООН о правах ребенка, 1991 г.;
Конституция РФ;
Закон РФ «Об образовании», 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-ФЗ;
Устав МБОУ СОШ №50 г. Белгорода;
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с участием детей в школьном оздоровительном лагере;
Инструкции по организации и проведению экскурсий;
Приказы ОУ;
Должностные инструкции работников;
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;
Заявления родителей о приёме ребенка в летний пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей;
Правила регистрации детей при поступлении;
Акт приемки лагеря.
Содержание и форма реализации
Продолжительность смены 15 дней в режиме пятидневной рабочей недели. Участники лагерной смены: обучающиеся школы от 6,5 до 17 лет. Форма организации - отрядная. Руководство смены осуществляется начальником лагеря.
В лагере проводятся ежедневные линейки, на которых поднимается государственный флаг Российской Федерации, дается старт предстоящим мероприятиям и подводится итог прошедшего дня.
Между отрядами проходит соревнование, каждый отряд по итогам дня зарабатывает баллы - "патриотики". В конце смены подводятся итоги.
Принципы, используемые при планировании и проведении
лагерной смены
Безопасность всех проводимых мероприятий с учётом распространения коронавирусной инфекции;
Учет особенностей каждой личности;
Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;
Достаточное количество инвентаря и материалов для организации всей деятельности лагеря;
Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;
Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;
Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;
Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
Направления и виды деятельности:
Образовательно-содержательное направление (праздники, посещение театров, выставки, конкурсы, презентации, мастер-классы).
Духовно-нравственное направление (поднятие государственного флага РФ, исполнение гимна, беседы, Дни вежливости, интеллектуальные конкурсы, игры, проекты).
Спортивно-оздоровительная деятельность (зарядки, соревнования, Веселые старты, спортивные викторины).
Художественно-эстетическая деятельность (участие в творческих конкурсах, концертах, игровые творческие программы, изобразительная деятельность, виртуальные экскурсии, творческие мастерские).
Культурное наследие
(Образовательно-содержательное направление)
Образовательная часть включает в себя теоретические занятия, учебные экскурсии, проведение конкретной исследовательской работы. Программа построена по блоковой схеме.
Теоретическая часть программы лагеря "ПОЗИТИВ" способствует не только систематизации и обобщению знаний об общекультурных и патриотических ценностях, но и формирует у воспитанников лагеря обязательный минимум знаний, необходимый для приобщения к общей культуре человечества и, в частности, культуре гражданина Российской Федерации.
Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, тематических праздников и мероприятий (в том числе и фольклорных), ролевые игры и семинары, разработку творческих проектов, конкурсы чтецов, плакатов, рисунков, рассказов, инсценировок. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение патриотических ценностей человечества.
Духовно-нравственное направление.
Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер.
Цель: воспитание нравственных чувств, гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Задачи:
развивать эмоционально-волевую сферу обучающихся;
воспитывать чувство прекрасного;
формировать коммуникативную и общекультурную компетенции.
Формы организации:
групповые занятия;
тренинги;
деловая игра.
В начале смены и по окончанию ее проводится психолого-педагогическая диагностика, позволяющая выявить эффективность Программы. Ребята ставят себе цель на будущее и заполняют портфолио ("Бортовой журнал").
Спортивно-оздоровительная деятельность
Задачи спортивно-оздоровительной деятельности:
Вовлечение детей в различные формы спортивно-оздоровительной работы;
Выработка и укрепление гигиенических навыков;
Расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
Утренняя гимнастика (зарядка);
Спортивные игры на стадионе;
Подвижные игры на свежем воздухе;
Эстафеты;
Ежедневный спортивный час;
Беседы медсестры.
Утренняя зарядка проводится ежедневно, в течение 10-15 минут: в хорошую погоду - на открытом воздухе, в непогоду - в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо общего физического развития, создание положительного заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры - еще и воспитанию дружбы.
Художественно-эстетическая деятельность
Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Задачи:
развивать творческие способности обучающихся;
развивать виды речевой деятельности воспитанников;
развивать художественно-образное и логическое мышление детей.
Основные виды работы по этому направлению:
групповые занятия;
спектакли, инсценировки;
выступления;
выставки (рисунков, поделок);
участие в творческих конкурсах, концертах;
игровые творческие программы;
изобразительная деятельность;
виртуальные экскурсии;
творческие мастерские.
Предполагаемые результаты
В ходе реализации данной Программы ожидается, что воспитанники лагеря:
1. Приобретут новые знания и умения, раскрывающие смысл патриотического мировоззрения, расширят свой кругозор.
2. Познакомятся с основными направлениями патриотического воспитания через игру.
3. Приобщатся к разнообразному опыту социальной жизни через участие в различных мероприятиях.
4. Укрепят здоровье, получат содействие их полноценному физическому развитию.
5. Получат возможность для воспитания культуры поведения, на основе культурных традиций.
6. Воспитают в себе ответственность, бережное отношение к природе, общекультурным ценностям, получат содействие развитию экологического и патриотического кругозора.
7. Сформируют качества, составляющие культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.
Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря «ПОЗИТИВ» с дневным пребыванием детей